Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Использование природных моделей в дизайне логотипа

В этой части статьи мы рассмотрим создание логотипов и создание фирменного стиля, вдохновляясь природными моделями. Всего несколько основных моделей создают все природное многообразие вокруг нас. Природные модели выполняют три базовые функции Вселенной: движение, хранение и соединение с энергией.

Являясь сложной системой, природа переплетает разнообразные модели и процессы для достижения идеального результата. Природа может создать так много из малого количества ресурсов. В этой в высшей степени элегантной системе используется все. Ничего не пропадает. И все совершается в один момент. В первой статье мы рассмотрели символы, метафоры и силу интуиции. В этой статье мы обратим все внимание на природные модели.

«Человек изобретал, придавая форму природе. Человек совершал открытия, открывая природные модели». – Алан Флетчер

Основное свойство природного рисунка – повторяемость. Он читается как история. Люди выучили язык природы, чтобы выжить. Периодическая миграция стад, движение созвездий по небосводу и неповторимые ландшафты – все это природные модели, от которых мы зависим. Дизайнеры используют природные модели, так как на них можно положиться. Биомимикрия характерна не только для продукта и индустриального дизайна. Вдохновленная природой графика делает логотип более информативным, связывая его с моделью, которая изначально знакома всем людям.

Данная серия из трех статей рассказывает об основных креативных стратегиях дизайна логотипа. Первая часть рассказывала об использовании символов, метафор и силы интуиции. Вторая часть посвящена использованию природных моделей в дизайне логотипа.

Создание логотипов и фирменного стиля. Отношения между природными моделями и дизайном

Природные модели устанавливают отношения между динамически противоположными, на первый взгляд не связанными или невидимыми силами, то есть между всем, что инициирует хорошую коммуникацию. Понимая это, дизайнер включает природные элементы в «генетический материал» логотипа, чтобы установить универсальные связи и дать логотипу более широкий охват. Язык природы свободен от культурных ассоциаций и языковых преград, так как она старше цивилизации. Это прямой путь к установлению связи с аудиторией.

Знание того, как модели работают в природе, помогает дизайнеру выбрать наиболее подходящие визуальные элементы для описания уникальных качеств клиента, одновременно используя легко-воспринимаемые, универсальные концепции. Первый взгляд аудитории зацепится за основную визуальную информацию, и затем появится возможность углубиться в детали.

Основные природные модели соединяются в трехмерном пространстве прочно и эффективно. Эти основные модели лежат в основе процессов, распространяющихся от микро- до макроуровней во Вселенной. Так как движение – фундаментальный принцип жизни, то мы начнем с него.

Модели движения: ветвление и меандры

Модели движения передают энергию из одного места в другое и возникают при различных обстоятельствах. Линейные модели ветвей и корней деревьев, извилистых рек, кровеносной и нервной системы, бегущих по равнине ручьев, мозга и кишечника являются примерами передачи энергии.

Модель ветвления при создании логотипов и фирменного стиля передает энергию от листа к растению таким же способом, как передаются импульсы по нашей нервной системе, тогда как медлительные меандры, легко извиваясь, распределяют энергию по большой территории, как в мозге и кишечном тракте.

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Ветвление, нервная система и меандры.

Цели моделей ветвления и меандр обозначены их формой: начальная точка связана с конечной при помощи линии. Жидкости в нашем теле переносят воздух, воду и питательные вещества через сложную трубчатую систему снаружи внутрь и изнутри наружу; солнечный свет превращается в энергию в листьях растений и передается ветвям, стеблям, стволам и корням; водная система расползается по всей земле, чтобы переносить питательные вещества и воду растениям и животным; молнии превращают углерод и азот в соединения, которые растения получают из почвы.

Эти две основные модели движения имеют существенные отличия, но одинаково эффективны в своей функции. Для модели ветвления характерна прямота, заостренные углы и продуманность, тогда как меандры расслабленно катятся в пункт назначения. Этому есть причина (у природы всегда есть хорошая причина): задача ветвления – немедленно передать энергию из одного места в другое, тогда как меандры распространяют энергию, равномерно извиваясь по направлению к конечной точке и покрывая большое пространство (вот и ответ на то, когда в дизайне использовать углы, а когда – меандры).

Создание логотипов и фирменного стиля. МОДЕЛЬ ВЕТВЛЕНИЯ В ЛОГОТИПЕ

Логотип ISTEC (Иберо-американский образовательный консорциум науки и технологии… иногда акронимы особенно важны для клиентов!) несет множество культурных и технологических значений, которые рассказывают об организации. ISTEC является некоммерческой организацией, которая предоставляет технологичное ПО, оборудование и обучение в крупных технологичных компаниях в США университетам Центральной и Южной Америки, а также Испании и Португалии. Корпорации, которые предоставляют технологические услуги, могут взять на работу лучших выпускников этих университетов, и таким образом обеспечивается обмен.

Модель ветвления интуитивно подразумевает описание процесса обмена посредством принципа движения: энергия технологии перемещается из одного места в другое. Квадратная форма логотипа усиливает ощущение стабильности и надежности, что очень важно для организации, представляющей новые технологии и устанавливающей межкультурные связи. (Подробнее о формах читайте в статье «Дизайн эффективного логотипа, часть 3: Как геометрия влияет на дизайн логотипа».)

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Этапы создания логотипа ISTEC. (Дизайн: Мэгги Макнаб)

Этапы разработки концепции данного логотипа демонстрируют культурные и технологические особенности клиента, а использование модели ветвления подчёркивает его цель – технический обмен.

Создание логотипов и фирменного стиля. МЕАНДР В ЛОГОТИПЕ

Меандр передает энергию также как модель ветвления, но с существенным отличием: он делает это неспешно и имеет определённую текучесть и свободу. Duffy+Partners создали логотип бренда Багамских островов, используя нетипичные и живыми формы и цвета. Использование извилистых элементов не типично для дизайна логотипов, так как они не дают достаточной организации пространству. Но в данном случае (в качестве ассоциации с путешествием и весельем) они подходят идеально.  

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Дизайн логотипа и этапы создания логотипа Багамских островов, Duffy+Partners.

Этапы создания дизайна показывают развитие идеи смешения цепи островов с яркой Карибской флорой, выбранных в качестве соответствующих визуальных ориентиров логотипа.

На первый взгляд, логотип не выглядит извилистым. Но если капнуть глубже, то все объясняется: под поверхностью океана отдельные острова связаны в извилистую цепь (разрабатывая концепцию, дизайнер также изучил топографию территории). Яркие цвета, разнообразие форм и извилистая структура поддерживают идею расслабленных, веселых каникул.

Модели объединения и хранения: шестиугольник и другие мозаичные формы

Модели объединения и хранения выполняют две первичных функции природы: сохраняют и стабилизируют энергию для ее последующего применения. Трещины на высыхающей грязи и бетоне, лопающиеся пузыри – все это возникает под углом около 120 градусов. Этому есть причина. Природа изначально состоит из сферических атомов, молекул, бактерий, вирусов и клеток, которые лучше всего укладываются в шестиугольники с углами около 120 градусов.

Сферические объекты составляют физическое пространство и наиболее эффективно группируются в конфигурации шесть элементов вокруг одного. В физическом пространстве модель шестиугольника возникает, когда объекты спрессовываются под воздействием нагревания, гравитации или давления. Эта идеальная модель, называемая мозаичной, не имеет ни свободного пространства, ни излишних наложений, а собирается словно паззл. Благодаря этому она является наиболее эффективной и стабильной формой сохранения энергии. Только две другие формы могут также создать идеальную мозаику: четырёхугольники и треугольники.  

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Классические примеры моделей объединения и хранения: трещины на цементе и улей. (Изображения: Эми Уолтерс, Дайнис Дерикс)

Классические примеры моделей объединения и хранения: трещины на цементе под углом примерно 120 градусов демонстрируют молекулярную модель шестиугольника в увеличенном масштабе. Улей идеален с точки зрения исключительной прочности и экономии пространства. Недаром его принцип был использован архитектором Бакминстером Фуллером при создании невероятно энергоэффективного геодезического купола.

Создание логотипов и фирменного стиля. МОДЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ В ЛОГОТИПЕ

Модели объединения и хранения идеально подходят организациям, которые хотят подчеркнуть свою безопасность и надежность. Этой цели соответствуют в принципе все многоугольники (треугольник, четырехугольник и квадрат будут описаны в третьей части серии статей). Многоугольники имеют стабильное основание, а их углы всегда имеют четкое значение. Это говорит о надежности и точности, которые, в свою очередь, подразумевают прозрачность и честность. Когда что-то может быть точно измерено, о нем говорят «правда» или «проверено».

По этим причинам многоугольники предпочтительно используются в логотипах банков и других финансовых структур, а также разнообразных подрядных организаций и компаний, которые хотят подчеркнуть эти качества. (Имейте в виду, что современные технологии позволяют манипулировать всем чем угодно. Очень важно подчеркивать безопасность, особенно для цифровой валюты).

Модели связи и возрождения: винт и спираль

Подобно моделям ветвления и меандрам, винт и спираль имеют схожую форму, но различные цели. Диаметр винта никогда не расширяется и не сжимается, а остается постоянным, давая ему возможность проникать в прочные структуры или оставаться устойчивым к испытаниям. Спираль же непрерывно расширяется в геометрической прогрессии, изгиб за изгибом. Как вы могли предположить, у каждого из них есть свои особые, но взаимосвязанные цели.

Создание логотипов и фирменного стиля. МОДЕЛЬ ВИНТА

Винт – это концентрированная форма энергии, созданная для конкретной цели. В природе единичный винт является основной моделью концентрированной силы облачного рукава и смерча. Мы применяем его принцип при создании инструментов: создаем дрель, которая проникает в твердые структуры, чтобы прочно связать их друг с другом, или штопор, который достает пробку из очень узкого горлышка. Два винта, работающие вместе, создают эффект баланса противоположностей. Модель двойного винта указывает на огромную энергию, необходимую для того, чтобы передать генетические образцы ДНК новому поколению.

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

ВИНТ В ЛОГОТИПЕ

Винт символизирует союз противоположностей, мощную силу при малом размере и невероятную прочность. Я выбрала его основным элементом для логотипа клиники иглоукалывания. Зная принцип работы определенной модели, вы всегда сможете проверить, правильным ли был ее выбор. Интуиция – гений наших чувств, она помогает нам выбрать заведомо правильное решение.  Эти знания также помогут продать вашу идею клиенту, так как логотип соответствует общей идее, и его просто объяснить.    

Дизайн эффективного логотипа, часть 2

Концептуальный логотип клиники восточной медицины. (Дизайн: Мэгги Макнаб) Логотип Valle Encantado (Дизайн Мэгги Макнаб)

Несколько лет назад я создала этот логотип для клиники альтернативной медицины с упором на китайские практики. Основателями были приверженцы традиционной западной медицины: они получили лицензию на лечение иглоукалыванием и таким образом расширяли перечень своих услуг. Я совместила кадуцей (как символ традиционной западной медицины) и «чи» или баланс энергии в восточной медицине. Это был один из тех логотипов, которые не требует серьезной концепции. Решение возникло на первом же эскизе (не забывайте о роли интуиции). Гибрид кадуцея и символа «чи» говорит о двух медицинских подходах, а элемент винта указывает на (буквальное) проникновение метода иглоукалывания для достижения эффективных результатов путем стимуляции энергетических точек на теле.

МОДЕЛЬ СПИРАЛИ

Спираль – это элемент творчества и возрождения, направленный на соединение энергий. Это геометрически описано в конструкции логарифмической спирали или спирали, которая растет в геометрической прогрессии. Соединяющиеся круги, которые создают спираль золотого сечения, демонстрируют этот факт в форме. Спираль золотого сечения появляется, когда серия геометрически растущих кругов соединяется в местах их пересечения. Эта конструкция основана на последовательности Фибоначчи.

Такая спираль является моделью роста в природе, а также единственной моделью, которая одновременно является и формой (подробнее о спирали читайте в статье «Дизайн эффективного логотипа, часть 3: Как геометрия влияет на дизайн логотипа»). Эта модель того, как новая жизнь врывается в наш мир. Это модель развивающегося эмбриона и прорастающего семени.

СПИРАЛЬ В ЛОГОТИПЕ

Винт и спираль включены в дизайн логотипа Valle Encantado, небольшого фермерского формирования, которое производит продукты питания. Закручивающийся винтом усик обозначает рукоятку лопаты и говорит о непрерывной работе по выращиванию урожая, а логарифмически прогрессирующая спираль указывает на креативный подход к производству продуктов питания. Другие графические элементы помогают более точно описать клиента (см. часть 1 «Символы, метафоры и сила интуиции»).

Упражнения

УПРАЖНЕНИЕ С МОДЕЛЯМИ №1: ПОГОВОРИТЕ С ПРИРОДОЙ

Возьмите блокнот и карандаш и отправляйтесь на прогулку.

1. Обращайте внимание только на природные формы (не на здания, тротуары или любое творение рук человеческих). Постарайтесь найти каждую из пяти основных моделей, описанных в статье: ветвление, меандр, объединение и хранение, спирали и винты. Когда найдете их, зарисуйте и подумайте, какая модель доминирует среди остальных, так как обычно природа связывает несколько моделей одновременно.

2. Загляните глубже Что их формы говорят вам об их функции (движение, хранение, связь)? Можете ли вы идентифицировать, как работает каждая модель в контексте своего использования?

3. Модели работают вместе

Можете найти несколько моделей, работающих вместе? Как они взаимодействуют или поддерживают друг друга?

УПРАЖНЕНИЕ С МОДЕЛЯМИ №2: ВЫРАЗИТЬ МОДЕЛИ В ДИЗАЙНЕ

Чтобы стать эффективным дизайнером логотипов, вы должны научиться идентифицировать и выделять ценную информацию. При использовании навыков критического мышления, данное упражнение с моделями создаст для вас реальную рабочую ситуацию для наблюдения, установления связей, детализации, выделения, исключения и смены приоритетов на всех этапах работы. Выберите любую понравившуюся вам природную форму (животное, растение, минерал, любой элемент), и используйте данное упражнение как возможность узнать о нем больше различными способами.

1. Нарисуйте реалистичный рисунок Нарисуйте ваш объект так точно, как можете, любым способом (карандашом, цветными карандашами, ручкой и т.д.). Если объект очень детализован и вам кажется, что рисовать его целиком будет затруднительно, то выберите какую-то его часть и нарисуйте ее.

2. Изучите объект в трех измерениях Выберите часть объекта (или весь объект) и создайте его трехмерную презентацию. Это можно сделать, сгибая бумагу, или при помощи любых подручных материалов, а том числе природных. Наблюдайте за основными движениями или формами моделей, чтобы точно представить модель в трехмерном пространстве. Оригами сделать не сложно, все видео инструкции можно с легкостью найти в интернете.

3. Выберите деталь Выберите часть объекта для проработки. Это может быть край, часть фигуры или общий рисунок, изображенные в упрощенном виде. (Важно: Возможно, вам придется изучить микроснимки вашего объекта также. Увидев его в различных масштабах и измерениях, вы сможете выделить доминирующую модель.)

4. Стилизуйте форму Выделите доминирующую модель и стилизуйте его в черно-белую векторную иллюстрацию с повторяющимся мотивом, выполненную в Illustrator.

Заключение

Правильно выбранная информация, переданная в логотипе, привлечет большую аудиторию. Если вы начнете лучше понимать универсальные значения основных природных моделей, вы можете эффективно использовать их в качестве основополагающих элементов в логотипах.

Применение природных моделей при создании логотипов и фирменного стиля усиливает коммуникацию логотипа на каждом уровне — начиная с первого взгляда, который привлекает интерес аудитории на интуитивном уровне, заканчивая эффектным гайдлайном. В сочетании с эффективными символами и метафорами, модели придают логотипу более глубокий смысл. Еще одной фундаментальной стратегией является использование основных геометрических форм в дизайне логотипа, которое мы рассмотрим в следующей статье «Дизайн эффективного логотипа, часть3: как геометрия влияет на дизайн логотипа».

В следующей статье: «Дизайн эффективного логотипа, часть3: как геометрия влияет на дизайн логотипа». Галилео знал об этом. Каждая античная культура, которая оставила след знания в своем искусстве, знала об этом. Из них состоит фундаментальная геометрия Вселенной. Мы же открыли геометрические формы, наблюдая за природой. Мэгги Макнаб

Источник