Дизайн эффективного логотипа, часть 3

Дизайн эффективного логотипа, часть 3

В этой статье мы рассмотрим как геометрия влияет на изготовление логотипа. Если вы дизайнер. то вам будет очень полезна эта статья, если же вы владелец компании, возможно вы захотите заказать создание логотипа.

Как геометрия влияет на дизайн логотипа

Галилео знал об этом. Каждая античная культура, которая оставила след знания в своем искусстве, знала об этом. Основные геометрические формы лежат в основе фундаментальной геометрии Вселенной. Мы можем приписать себе многое, но геометрические формы изобрели не люди. Мы открыли их, наблюдая за природой. Понимание основных форм и их функций научило нас отмечать время и пространство множеством способов, вдохновляя на создание математики, технологий, языка и вечно-развивающейся цивилизации.

«Нельзя прочесть Вселенную, не зная языка, на котором она написана. Она написана на языке математики, ее буквами являются треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не может понять ни единого слова». – Галилео Галилей

За всю историю человечества в искусстве всех культур использовались лишь несколько геометрических форм: круг, пересекающиеся линии, треугольник, квадрат и спираль. В течение несколько десятилетий культурный антрополог Анхелес Арриен исследовала и документировала общности культурных художественных форм и обнаружила общий набор геометрических форм, используемых во всех культурах. Она назвала их «пять универсальных форм».

Пять основных геометрических форм, используемых в произведениях искусства всех культур, в порядке от самой простой к самой сложной.

Каждая основная фигура никогда не меняет своей базовой функции, так как объединяет в себе форму и цель. Круги свободно катятся, линии тянутся и пересекаются, треугольники имеют стабильное основание и указывают в противоположную сторону, четырехугольники всегда стабильны, а спирали завиваются с элегантным постоянством. Не дайте простоте этих форм одурачить себя. Благодаря своей простоте они способны хорошо масштабироваться, и служат строительным материалом природе и людям. Также они придают логотипу определенное значение.

Данная статья посвящена тому, как геометрия влияет на дизайн логотипа.

Дизайн эффективного логотипа, часть 3

Изготовление логотипа. Маленькая геометрия (имеет большое значение)

Цель логотипа – общаться с клиентом самым простым, но самым многогранным способом. Основные формы показывают фундаментальные качества организации самым непосредственным образом и используются в дизайне любого рода – графическом, дизайне окружающей среды, дизайне интерьеров и изделий, индустриальном дизайне и архитектуре.

Чтобы понять связь между формой и функцией каждой геометрической формы, я коротко расскажу о том, как они появились, как ведут к созданию новой формы, как проявляются в природе и архитектуре, и рассмотрю типы клиентов, для которых они подходят. В процессе развития формы усложнялись подобно тому, как усложняется наш жизненный опыт. Они также связаны с размерностью пространства, которую в своей жизни ощущаем и мы.

«Для меня ни один опыт детства не дал такой уверенность в собственных исследовательских способностях, как геометрия». – Бакминстер Фуллер

Наши чувства несут ответственность за переработку невероятного количества информации в каждый момент времени. Лишь малая доля всей этой информации воспринимается сознательно, так как мозг просто не может справиться с бесконечным потоком, поступающим в него из внешнего мира. Из-за громадного объема, большинство нашего опыта мы получаем подсознательно.

За пару десятилетий цифровые технологии очень сократили наш тактильный опыт. Но на протяжении всей истории человечества, осязание всегда было важной частью того, как мы воспринимали этот мир. Использование традиционных художественных инструментов воссоединяет нас с материальным миром. Поэтому иногда, чтобы лучше понять, что вы создаете, используйте практический опыт. Рисуйте, регулярно проводите время на природе и экспериментируйте с геометрией своими руками, чтобы ваш дизайн стал многогранным по смыслу, но элегантным в своей презентации. Также как геометрия правдиво повествует о Вселенной и ее работе, помогая нам понять ее, понимание дизайнером работы основных форм может умело и многократно усилить значение логотипа.

Изготовление логотипа и геометрия.

Основные инструменты геометра, угловая линейка и циркуль, выгравированные в масонском холе в Ланкастере, Великобритания.

Базовые инструменты геометра так же просты, как основные формы, которые ими можно построить. Циркуль, карандаш и угловая линейка – вот и все инструменты, которые вам понадобятся, чтобы создать любую геометрическую фигуру.

Геометрические формы демонстрируют специфические функции, которые не меняются при их масштабировании от микро до макро размеров (например, вместимость круглого яйца и сферической планеты), а порядок преобразования этих форм в более сложные соответствует порядку увеличения многомерности пространства. Ноль, одно, два, три и четыре измерения также известные как степени свободы. Степени свободы выражают усиления независимости от меньшего значения до большего, начиная с нулевого измерения, которое соответствует исходной геометрической форме круга.

Изготовление логотипа. Круг: нулевое измерение

Геометрия начинается с отметки ножки циркуля, источника всеохватывающего круга. Простую точку считают нулевым измерением. В физической терминологии, нулевая точка обозначает место в пространстве и не более. Следовательно, у нее нет свободы. Отсюда понятие: нулевая степень свободы. Начальная центральная отметка циркуля приводит к построению круга, который, что интересно, достаточно независим для того, чтобы постоянно катиться или вращаться в физическом пространстве. У него нет ограничений, свойственных многоугольникам, которые останавливают углы (у которых, естественно, есть свои цели).

Являясь первичной геометрической формой, круг вырастает из единичной точки и является источником всех геометрических форм.

Круг известен как мать всех форм, так как он является первичной формой, на которой построена геометрия. Природа подтверждает это: жизнь начинается с формы яйца или семени. Основной принцип круга (контейнера, который защищает, поддерживает и, в результате, производит жизнь) позволяет ему масштабироваться от крошечных организмов, таких как клетки, до гигантских размеров планеты, которая поддерживает огромное количество форм жизни.

В геометрии круг начинается с одной точки, которая окружена бесконечным числом точек, объединенных кругом. Подобно оплодотворенному яйцу, которое содержат все необходимое, чтобы создать любую часть организма, круг также содержат в себе все возможное.

В логотипах модель круга подразумевает множество индивидуумов или частей, составляющих единое целое. Круг хорошо подходит крупным объединениям, таким как коллективы, некоммерческие и глобальные организации, правительственные агентства. Логотипы Оперного театра Далласа, PBS™ и AgriCultura являются примерами применения круговой модели, представляющей основную информацию о клиенте. Буква «О» Оперного театра Далласа представляет одну из двух заглавных букв ее названия и является всеховатывающим кругом, который помогает объединить разнородный коллектив музыкантов в единую организацию. Стиль дизайна усиливается эффектом ассоциации с грацией и текучестью музыки. Круг, охватывающий логотип PBS™, указывает на многообразие демографии (отраженной с помощью повторяющегося изображения головы) национальной службы общественного вещания. Элемент сочетания руки и листа, представляющий сеть фермеров, составляющих некоммерческую организацию AgriCultura, заключен в модель круга, чтобы подчеркнуть их уникальную общую цель.

Изготовление логотипа. Линия: одно измерение

Так же как яйцо должно сначала поделиться, чтобы стать многоклеточным организмом, круг нужно клонировать, чтобы произвести новую геометрическую форму. Помещая ножку циркуля за пределы первого круга и рисуя второй круг такого же диаметра, создается дубликат оригинала. Это дает возможность связать две центральные точки вместе и трансформировать точку в линию, превращая ее в одномерное пространство. Линия может идти только в одном направлении (вперед или назад), следовательно, имеет первую степень свободы. В одномерном пространстве происходит не так много, но все же у него на одну степень свободы больше (или одним уровнем независимости больше), чем у единичного места в пространстве, которое занимает точка.

Начальное деление клеток в яйце, которое ведет к новой жизни. (Изображение: Lawrence Livermore National Laboratory Archives) Два круга создают еще одну линию в месте их пересечении. Вторая линия соединяет круги и пересекает первую нарисованную линию под углом 90°. Когда две противоположности контактируют с третьей, устанавливаются связи или отношения, которые могут быть важны для некоторых клиентов.

Второй геометрической формой является линия или одномерное пространство, созданное путем соединения центральных точек двух кругов.

С визуальной точки зрения, элементы логотипов, пересекающиеся под прямым углом, представляют собой противоположности, работающие вместе. Такой символ понятен аудитории, и он может представлять объединение двух основных, но различных, целей.

При аккомпанементе характерных визуальных элементов, основная модель пересекающихся линий в логотипе клиники кардиологии Нью-Мексико поддерживает ее цель лечения пациентов, которые находятся на грани жизни и смерти.

Больницы (и большинство служб Красного Креста) исторически использовали пересекающиеся линии в качестве общего символа. На символическом уровне больницы и службы спасения находятся на пересечении жизни (или рождения) и смерти. Я использовала символ Зиа (символ штата Нью-Мексико) и включила в него элементы сердца и руки, чтобы концепция логотипа клиники кардиологии Нью-Мексико отражала основные черты клиента: ассоциацию со штатом Нью-Мексико, кардиологию и уход. Характерные визуальные элементы придают дизайну метафорическое значение (подробнее читайте в части 1 «Символы, метафоры и сила интуиции»). Также идею противоположностей можно передать изображением миндалевидного центра двух пересекающихся «материнских» кругов. Эта форма, называемая мандорла или vesica piscis (рыбий пузырь), является побочным продуктом геометрического процесса соединения двух точек.

Изготовление логотипа для шведской компании по производству рыболовных снастей Broman Odell. (Дизайн: Фредрик Левандер) Шведский дизайнер Фредрик Левандер использовал принцип мандорлы, чтобы представить Broman Odell, компанию по производству рыболовных снастей, которая объединяет опыт двух ее владельцев в рыболовстве и ведении бизнеса. Как видно из эскизов, он проработал множество вариантов, начиная с пересекающихся первых букв их имен. Разрабатывая эту изначальную идею и придерживаясь простой концепции, он создал элегантный логотип, который прекрасно представляет компанию.

Треугольник: два измерения

После преобразования точки в линию следует объединение трех точек в плоскость двухмерного треугольника. Две степени свободы дают немного больше, чем одна степень. Такая плоскость позволяет осям x и y независимо перемещаться по всей ее поверхности, а не только вперед и назад, как в одномерном пространстве.

Третий шаг базовой геометрии объединяет три точки в треугольник, или двухмерное пространство, которое позволяет свободно передвигаться по плоскости.

Треугольник очень надежен, когда стоит на своем основании или сочетается с перевернутыми версиями себя в трансляционной симметрии. Поэтому он часто используется в качестве структурной поддержки при строительстве зданий или в качестве двухмерной границы в иллюстрации. Это форма геодезических куполов, мостовых ферм, арок (треугольник, с закругленной вершиной), а также треугольного таза человеческого скелета, который обеспечивает нам прямохождение.

Надежные мостовые фермы треугольной формы.

Структура треугольника стремится от стабильного основания к некоей точке наверху. С философской точки зрения, он стоит здесь и сейчас, и нацелен на что-то невидимое. Поэтому очевидно, что треугольник используется в качестве стрелы: он направляет взгляд от одного предмета к другому. Благодаря этим качествам треугольник часто используется в качестве символа вдохновения или стремления выйти из определенного статичного состояния. В качестве общего примера можно рассмотреть горную вершину как символ вдохновения.

Вторичная переработка – это совокупность трех этапов: создание, существование и переработка для будущего использования. Проще говоря, треугольник является метафорой рождения, жизни и смерти, или начала, середины и конца. Символ вторичной переработки выражает эту последовательность самым простым способом: треугольные стрелки, составляющие три стороны треугольника.

Треугольник также является символом трансформации в качестве посредника между одномерным и трехмерным пространством. Все слова, начинающиеся с приставки три- (для трех частей, необходимых, чтобы достичь баланса в середине) и транс- (с латинского «через») имеют отношение к способности треугольника сохранять пространство, в котором может возникнуть какое-либо изменение или движение. Метафорически, жизнь начинается с нулевого измерения одноклеточного яйца. Затем она делится (метафора одного измерения) и развивается в многоклеточный эмбрион в безопасном треугольном пространстве таза (метафора двух измерений). При вынашивании, то, что было одноклеточным яйцом, становится полноценно развитой, бесконечно сложной жизнью (метафора трех измерений). Затем начинается процесс жизнедеятельности (метафорическая ссылка на четвертое измерение). Каллиграфия 19 века, созданная японским мастером дзен Сенгаи Гибон, названная «Вселенная», буквально переводится как «Круг, Треугольник, Квадрат». Рисунок показывает вселенский процесс деления, трансформации и становления, как символический процесс усложнения форм, читающийся справа налево.

Каллиграфия «Вселенная» буквально переводится как «Круг, Треугольник, Квадрат», читается справа налево. (Изображение: Музей искусств Идемицу, Токио)

У треугольника сильные ассоциации. В логотипе он может символизировать «стремление вперед» или вдохновение, значительное изменение (трансформацию) или значительное движение (перемещение). Обратите внимание, многие автопроизводитель используют треугольник или три элемента в описании своего продукта.

Треугольник на вершине незаконченной пирамиды на долларовой банкноте символизирует надежду на новую страну, безопасность и трансформацию прошлого в лучшее будущее. Трехногий символ в логотипе Департамента транспорта отсылает нас к трискелиону, античному символу вечного движения. Обратите внимание, что здесь также используется форма круга, указывающая на организацию, которая несет ответственность за массовое движение по всей стране. Эти геометрические символы достаточно просты для того, чтобы применяться вместе и добавлять логотипу новые значения.

Треугольник на долларовой банкноте и логотип Департамента транспорта. (Изображение: Instamatic). В логотипе MuSE (Многопользовательского искусственного окружения) я хотела визуализировать цель клиента интерпретировать необработанные компьютерные данные. Например, хирургу требуется МРТ, чтобы успешно удалить опухоль мозга; программа также может моделировать различные модели запуска ракеты, чтобы убедиться, что она случайно подвергнется воздействию случайных обстоятельств, вроде удара молнии.

Изготовление логотипа – первые наброски и конечный результат MuSE. (Дизайн: Мэгги Макнаб) Первые наброски и конечный результат разработки логотипа MuSE. (Дизайн: Мэгги Макнаб) Мистические музы связывают визуальные элементы с названием; треугольная форма говорит о цели компании трансформировать цифровые данные в нечто большее; трехликое изображение головы, разделенное тенью, говорит о качестве визуализации, созданной в двух измерениях.

Изготовление логотипа. Четырехугольники: три измерения

Квадраты и прямоугольники, вероятно, наименее интересные основные геометрические формы, но они все равно полезны. Добавление четвертой точки в глубине создаёт тетраэдр (или пирамиду) с осью z, образуя трехмерную область. Мы использует условное обозначение четырехугольника для описания четырех точек в трехмерном пространстве (или трех степенях свободы).

Четвертая точка придает треугольнику глубину (ось z), создавая стабильную форму в трехмерном пространстве. В четырехугольнике все говорит о стабильности. Не являясь стандартной для природы формой, четырёхугольники составляют надежные рукотворные структуры, такие как улицы, парки и площади, здания, строительные материалы (кирпичи, саманы, потолочные плитки и плитки настила пола), окна, мониторы и рамы картин. Даже бумажные деньги усиливают свое значение за счет формы. (Драгоценные металлы, отчеканенные в монеты, являются историческим стандартом ценности, которая остается относительно постоянной за счет того, что ее можно точно взвесить. И наоборот, достоинство бумажных денег колеблется, так как они основаны на рынках, которыми можно манипулировать. Массовая эмиссия бумажных денег во время экономического кризиса последних нескольких лет служит этому примером).

Четырёхугольник служит примером буквального, твердого и реального. Он открыт, крепок и направлен вперед: эти слова связывают этимологию числа четыре со стабильность и осязаемостью. Эта форма понятная и четкая, и логотипы, использующие ее, представляют клиента также прямо. Банки, адвокаты, страховые и бухгалтерские компании и, естественно, строители, зачастую используют эту модель для самоидентификации в качестве стабильного института или надежной структуры.

MediaDesk NM предоставляет некоммерческим организациям доступ к продвинутым услугам коммуникационной инфраструктуры, чтобы они могли пользоваться общими ресурсами, делая, таким образом, вклад в свое развитие. Визуальная специфика был позаимствована у названия компании: media(СМИ), desk (стол) and New Mexico (Нью-Мехико). Столы четырехугольные, а форма штата Нью-Мексико похожа на квадрат. Уменьшаясь, квадраты образуют форму баббла (облака с речью в комикасах), указывая на коммуникацию. Мелкие квадраты также метафорически представляют отдельные некоммерческие сообщества, которые делают вклад в общую стабильность некоммерческих организаций в Нью-Мексико.

Пятиконечная звезда и ее сестра – спираль: четыре степени свободы

Пять точек – это основа пятиугольника и пятиконечной звезды. Звезды ассоциируются с превосходством: на ум приходят пять звезд у генералов, ресторанов, отелей и на флагах, а также знаменитости, которые светятся для нас как «звезды». Человеческое тело также имеет особые отношения с цифрой пять: наше туловище продолжается в пяти направлениях, пять пальцев на руках помогают использовать инструменты, пять пальцев на ногах помогают передвигаться и у нас есть пять основных чувств. Число пять наполняет человеческую функциональность.

Я не предлагаю вам есть то, в безопасности чего вы не уверены, но если вам вдруг понадобится искать пищу для выживания (а не так давно такая ситуация была нормой), имейте в виду, что фрукты, появившиеся из соцветий с пятью листьями (например, абрикосы и груши) или из спиралевидных соцветий (например шиповник, которые содержит витамин С), обычно съедобны для человека. В противоположность им, многие растения с соцветиями из шести лепестков ядовитые или лекарственные (лечение и яд – это одно и то же, только в разных пропорциях).

Яблоки, вишни, персики, кабачки: их соцветия имеют по пять лепестков и их плоды съедобны для человека. (Изображение: Рафль Улицки, www.visuallanguage.com, CatbirdHill) Когда дело доходит до чего-то настолько важного как наше тело и питание, не удивительно, что звезды представляют лучшее из лучшего. Converse и Starbucks – два выдающихся современных логотипа, которые используют форму звезды в качестве элемента дизайна, подчеркивающего их статус лучших их лучших. Форма звезды не так широко используется в произведениях искусства, но она имеет глубокую связь со спиралью, которая широко применима. Звезды любят спирали, а спирали любят звезды

Звезду можно использовать в качестве модели для создания спирали, одной из универсальных форм. Множественные повороты треугольного сегмента звезды можно уменьшить до все более мелких размеров, и их очертание создаст спираль. Эта способность формы постоянно и бесконечно поворачиваться вокруг себя в уменьшенных или увеличенных размерах говорит о принципе регенерации.

Способность точек звезды к бесконечному масштабированию создает геометрический ресурс для построения спирали. Использование изгибов вместо углов создает спираль золотого сечения. Спираль является визуальным воплощением цикличности времени в пространстве, с каждым вращением повторяясь как постоянный, но в то же время новый цикл. Это четверное измерение времени и пространства (для лучшего понимания этого феномена, смотрите анимацию конструкции спирали золотого сечения в части 2 «Использование природных моделей в дизайне логотипа»).

Пятиконечная звезда и спираль также переплетаются в природе. Это можно увидеть на примере подсолнуха. С фронтальной точки зрения расположение листьев растения указывает на пятиконечную звезду. Но если смотреть в профиль, то можно заметить, что листья растут вдоль стебля по спирали. Два аспекта работают вместе, чтобы обеспечить доступ растения к свету, минимизировать тень, а спиральное расположение листьев направляет дождевую воду по всему стеблю, посылая ее непосредственно к корням, где она так нужна.

С фронтальной точки зрения листья расположены в форме пятиконечной звезды, тогда как в профиль они растут по спирали. (Изображение: Андрей Соловьев)

Эта форма подходит клиентам, занимающимся творческой деятельностью, и организациям, специализирующиеся на футурологии (и снова появляется понятие времени).

Swan Songs – это некоммерческое объединение музыкантов, которые исполняют музыкальные произведения по просьбе умирающих. Я сразу поняла, что скрипичный ключ по форме напоминает лебедя. Оставалось только зарисовать это. Клиент выбрал подходящее название своей организации, и я совместила лебедя и музыкальный символ, чтобы выразить их цель выполнить последнее музыкальное желание людей с неизлечимыми заболеваниями.

Логотип Swan Songs. (Изображение: Эрик Иссели, дизайн: Мэгги Макнаб) Кроме наиболее важных визуальных качеств организации, спираль в этом логотипе является символом вечности, метафорой бесконечного витка существования, продолжающего жизнь. Изготовление качественного логотипа утешает и вызывает позитивное настроение у аудитории, а также подчеркивает отсутствие финансовой выгоды.

Заключение

Кто бы подумал, что базовая геометрия имеет такую глубину и столько значений? Очень важно иметь это в виду, когда применяешь ее в логотипе. Хотя геометрические формы слишком расплывчаты, чтобы являться дизайном логотипа самими по себе, их способность к универсальной коммуникации может поддержать идею, которую вам необходимо передать. Добавьте сюда комбинацию символов, метафор и подходящих природных моделей, и ваш простой, но элегантно выполненный логотип будет максимально информативным и запоминающимся.

Мэгги Макнаб

Источник